Александр Плотников о результатах класса 470 на Пальме

"Результаты класса 470 на Пальме традиционно низкие. Это наш первый старт на регатах такого уровня после полугодичного перерыва, а две-три ведущие десятки мира побывали на предыдущих Кубках мира и в Австралии, и в Майами, чего мы не можем себе позволить по финансовым соображениям".Собирался и почти уже начал писать материал по Пальме. Но после полемики на сайте ВФПС серьезно задумался. Пришла в голову аналогия с известной фразой - все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Даже такое ощущение, что непременно кем-нибудь, да будет использовано. Не думаю, что если сыграть роль унтер-офицерской вдовы на уровне Фаины Раневской, это принесет пользу. Боюсь, наоборот.
В спорте белые и светлые полосы, как правило, чередуются с черными. У самых великих чемпионов были моменты в спортивной жизни, о которых вспоминают неохотно. Спортсмены народ творческий и ранимый. Публичная порка многих может вывести из себя надолго, хотя речь-то о неудачах в отдельной регате, порой не самой существенной, а то и в гонке. И приклеившийся ярлык часто становится визитной карточкой. Даже после многократных «опровержений» в виде похвалы за хорошие результаты.
Во времена СССР вся информация, касающаяся подготовки сборных команд, публиковалась под грифом "Для служебного пользования". И я совсем не уверен, что необходимо заниматься стриптизом команды после каждой регаты, а тем более гонки, на нашем сайте. Публичные анализы уместны по итогам значимых циклов, а не элементов и деталей подготовки. Информация - да, анализ - ?. Речь о публикации, конечно, а не о рабочих процедурах в коллективе команды или в общении с руководством.
Результаты класса 470 на Пальме традиционно низкие. Это наш первый старт на регатах такого уровня после полугодичного перерыва, а две-три ведущие десятки мира побывали на предыдущих Кубках мира и в Австралии, и в Майами, чего мы не можем себе позволить по финансовым соображениям. На сборах зимой мы в первую очередь работали над техникой, относительной скоростью - насколько ее можно ощущать в отсутствии мировых лидеров.

Конечно, когда речь идет о Канарах, часто в голову приходит образ толпы, не спеша дефилирующей по набережной в белых штанах и шляпах, в остальное время уютно располагающейся на пляжных лежаках. На самом деле здесь современный яхт-клуб, каких у нас на Черном море пока нет, оборудованная тренажерами по последнему слову техники спортивная гимназия имени Хуана Антонио Самаранча, бассейн и много что еще. Стоимость человеко-дня в полтора раза ниже, чем в Сочи. А эффективность сочинской подготовки лишний раз подчеркнул недавно Андрей Старцев.
И.В. Сталин поручил в тридцатые годы найти место на кавказском побережье, где лучше всего отдыхать трудящимся. Нашли то, что сегодня именуется Сочи, где и был построен курорт. Высокие горы со всех сторон защищают загорающих от лишнего ветра. Все, что может дуть – вдоль побережья, на приличном расстоянии от пляжа. Чья-то умная мысль построила здесь накануне московской Олимпиады парусный центр.
Но вернемся к нашим спортсменам. Весенние старты позволяют внести нужную коррекцию. Задача этого этапа, по моему мнению, - не форсирование результатов, а приведение всего арсенала в полную боевую готовность для главного удара.
Как говорил Юрий Никулин про Мухтара - он постарается. Да, можно стараться из всех сил, но гарантировать успех? Это все вероятностное. Просто труд и мастерство отрывают эту вероятность от нулевой отметки и двигают вперед при сопротивлении со стороны соперников, многие из которых тоже не прочь поработать и выиграть.
К сожалению, на Майорке старание спортсменов 470 было на невысоком уровне. Мы пытались разобраться в этом вместе с главным тренером Сергеем Джиенбаевым, провели в конце регаты долгую и продолжительную беседу со спортсменами и тренерами. Акцентировали внимание на целом ряде объективных и субъективных проблем. Надеюсь, обмен мнениями был полезен.
Простая деталь. В первый день при весьма внушительном ветре и волне Шереметьевы финишировали 13-ми в первой гонке, во второй перевернулись, уже в эндшпиле, идя 10-ми. Поломка не позволила продолжить гонку. Если бы они начали регату с этих приходов, думаю, и результат мог быть иным. Так чему равна готовность, если точно вешать? Увы, это спорт со всеми нюансами борьбы.
К одной из серьезнейших проблем следует отнести слабую технологию совершенствования и настройки материальной части. Для такой яхты как 470, это основной вопрос. Отсутствие скорости часто кидает спортсмена на необдуманные поступки в течение гонки и как снежный ком рождает одну ошибку за другой.
Основной вопрос – отсутствие материальной базы. Закупки по линии Минспорта, возобновившиеся после двадцатилетнего перерыва только четыре года назад, проходят по громоздкой схеме и реализуются в лучшем случае полгода спустя (как правило, - год). При этом в процессе заказа нельзя не только поменять производителя, но даже модель заказанного паруса. А модели совершенствуются ежегодно.
Хуже другое. Хорошо, если поступит по два комплекта на экипаж, а то и вообще ничего. Их берегут на основные соревнования. На другие выбирают, что попроще, а тренироваться приходится практически на чехлах. Какие могут быть скоростные навыки? Их приходится осваивать уже в течение сезона. Каждый экипаж, перед которым стоит серьезная задача, должен иметь 6-8 комплектов в год, что имеют наши конкуренты. И поступать они должны по мере необходимости, а не на год вперед. Тогда можно оперативно отслеживать меняющуюся конъюнктуру. Все тренировки должны вестись на максимальной скорости.
Удалось Михаилу Заболотнову перед регатой на Пальме самостоятельно купить грот новой модели, результат сразу виден – Владимир Чаус уже четвертый на только что закончившемся Кубке класса 470 в Тулоне, причем позади пять топовых спортсменов, чемпионов, призеров чемпионатов и ОИ. Особая благодарность Андрею Кирилюку, который нашел время, чтобы помочь ребятам советами по настройке и тактике гонок в ходе этой добротной подготовительной регаты.
Конечно, не все зависит от матчасти. Мастерство нельзя купить обилием парусов и лодок. Оно требует огромного труда спортсменов и тренеров, к которому я отношусь с огромным уважением и о чем знаю не понаслышке. Здесь большое поле для творчества и существенный запас для роста.
В сборной команде сегодня собраны лучшие спортсмены России вместе со своими тренерами. Думаю, никто не оказался за бортом. Не их вина, что нет других, способных выигрывать все, что подвернется под руку. Это скорее беда страны и в первую очередь всей нашей федерации. Мы работаем и верим в свет в конце тоннеля. Сколько потребуется времени? Надеюсь, что меньше, чем Фурсенко сделать сборную Россию чемпионом мира по футболу. Тот запросил 8 лет, побив семилетний рекорд Хаджи Насреддина, хотя шансы научить осла говорить, даже на английском, мне представляются выше.
Старший тренер класса 470 - Александр Плотников
http://www.470rus.org/