Впечатление старшего тренера по резерву Анастасии Черновой об отборочном соревновании сборной команды в Таганроге

С 28 апреля по 6 мая в городе Таганрог проходило всероссийское соревнование "Весенние паруса" — отборочное соревнование молодежной сборной команды. Соревнование являлось одним из критериев отбора на первенства мира и Европы 2013 года в классах "Оптимист", "Лазер 4.7", "Лазер-радиал", "420", "29-й", "RS:X", "Техно".
Сначала немного слов хочу сказать о соревновании в целом и затем об отборах по классам.
В этом году Таганрог не порадовал участников соревнований не только сильным ветром, но и ветром вообще. Судьи вынуждены были проводить гонки и рано утром и поздно вечером, так как в течение регаты остро стоял вопрос: а состоится ли регата?
За 6 гоночных дней судейская бригада смогла провести 5-6 гонок во всех классах яхт при ветре 3-8 узлов (в классе "29-й" – 8 гонок), и они действительно сделали все возможное, за что им — спасибо! Да, регата состоялась, но те ветровые условия, в которых она проводилась, не соответствуют тем требованиям и условиям, с которыми спортсменам придется столкнуться на мировых и европейских первенствах.
Отдельно хочу сказать о том, что база, на которой проводилась всероссийская регата оказалась абсолютно не готова к проведению такого массового мероприятия. Территория клуба, слипы, наличие судейских катеров на старте-финише не приспособлены для такого количества яхт. Стыдно говорить, но было всего 3 био-туалета для более 500 участников и тренеров, и в первые дни с боем тренерам и спортсменам приходилась прорываться в здание СДЮСШОР-3, чтобы попасть в стационарный туалет. Мы увидели абсолютную негостеприимность к участникам соревнования, о чем представители высказывались на собрании представителей главному судье, а также приехавшему в один из дней заместителю министра спорта Ростовской области Софронову Ю.М.
Наблюдая за всем этим, напрашивается несколько выводов: соревнования в Таганроге нужно проводить до майских праздников, когда более прохладно и дует хороший ветер; если мы хотим проводить регаты и сборы в Таганроге нам нужно искать альтернативное место базирования, так как в яхт-клубе СДЮСШОР-3 нас видеть не хотят. И уже июньский сбор сборной команды в Таганроге мы планируем проводить в другом месте, там, где нам рады и идут на встречу.
Ну, а теперь конкретно об отборах.
Согласно, утвержденных критериев отборов в сборную команду России для участия в главных международных соревнованиях 2013 года, в основной состав сборной команды в классах "Оптимист", "Лазер 4.7", "Лазер-радиал" (юноши), "420", "RSX", "Техно" включаются спортсмены по сумме мест следующих показателей:
Место в сборной в данном классе яхт.
Место, занятое на регате «Весенний паруса»
Обязательным для тех кто отбирается, является сдача нормативов по физ.подготовке, тестам по ППГ-2013, выполнение запланированных объемов подготовки.
В связи с этим в течение отборочной регаты спортсмены, претендующие на отбор, ежедневно сдавали нормативы и тесты по правилам.
В классах Лазер-радиал (девушки) и 29-й «Весенние паруса» стали первым этапом отбора, второе соревнование – Финал Кубка России и «Extreme Cup» пройдет в г.Сочи 14-21 мая.
Класс «Оптимист». Отбирались первые 5 спортсменов на первенство мира на оз.Гарда (Италия) и следующие 4 юноши и первые 3 девушки на первенство Европы на оз.Балатон (Венгрия). Лидеры сборной России Ушков М. и Новикова З. (оба из Москвы) подтвердили свой класс и независимо от ветровых условий уверенно выиграли соревнование. В целом борьба в этом классе была напряженная, и отобрались действительно сильнейшие, причем, зная этих гонщиков, большинство из них хорошо себя проявляют в любых ветровых условиях. Старший тренер класса В.Механиков провел тренерское совещание, где были обсуждены составы команд, и будет рекомендовать утвердить эти списки Тренерскому совету сборной по резерву.
Класс «Лазер 4.7». Отбирались на первенство Европы и мира на оз.Балатон (Венгрия). Очень уверенно провели регату В.Евфимьевский (Анапа) и А.Франик (Сочи) и выиграли соревнование среди юношей и девушек соответственно. Для этого класса погодные условия на отборочном соревновании, как раз соответствовали, тем, что с большей вероятностью будут ждать их на озере Балатон в июле.
Класс «Лазер-радиал». Отбирались на первенство Европы (Хорватия), первенство мира ISAF (Кипр), первенство Европы EuroSAF (Португалия). У юношей в бескомпромиссной борьбе за право представлять Россию на первенстве мира ISAF боролись Д.Третьяков (Санкт-Петербург) и Д.Крапивин (Москва). Победа в регате решилась на финишной лавировке в последней гонке. Спортсмены в плотной борьбе провели всю гонку, и прямо перед финишем Д.Третьяков вырвал победу. Эти два спортсмена выполнили все условия отбора, и оба будут представлять Россию на первенстве Европы в Хорватии.
У девушек первая отборочная регата выявила двух явных лидеров – это Е.Моргун и Н.Ганженко. Девушки выявят сильнейшего на следующей отборочной регате в г.Сочи.
Класс «RS:X». Отбирались на первенство Европы (Франция), первенство мира ISAF (Кипр), первенство Европы EuroSAF (Португалия). У юношей в плотной борьбе победу одержал Е.Айвазьян (Сочи), у девушек без проблем разобралась с соперницей А.Моисеева (Мытищи).
Класс «Техно». Отбирались на первенство мира в Польше. Этот отбор был особенно важен, так как спортсмены, отобравшиеся на первенство мира, будут там бороться за лицензии для участия в Юношеских Олимпийских играх 2014 года. Еще до отборочного соревнования тренерами сборной и Ассоциации класса было принято решение, что в связи с отбором лицензий на ЮОИ по линии сборной на первенство мира поедут только спортсмены дивизиона Техно 7.8 (до 17 лет). Таким образом, по результатам соревнования отобрались Н.Прозоров (Анапа), А.Степачков (Таганрог), С.Елфутина (Ейск), М.Сехпосян (Санкт-Петербург).
Класс «29-й». Отбирались на первенство мира ISAF (Кипр), первенство Европы EuroSAF (Португалия). Приятно удивил экипаж Р.Шафигуллина/Н.Патрикеева (Тольятти). Класс развивается в России всего один год, и все спортсмены много времени уделяют технике управления этой непростой лодки. На предыдущих регатах борьба шла плотная между 4-5 экипажами. Но в этот раз тольяттинский экипаж по слабому ветру показал, что по такой погоде они вне конкуренции — пять первых приходов из восьми. Отбор в этом классе продолжится в Сочи.
Класс «420». Отбирались на первенство мира ISAF (Кипр), первенство Европы EuroSAF (Португалия). В этом классе все не просто, и именно поэтому я оставила его напоследок. С одной стороны высокий уровень подготовки женских экипажей: экипаж М.Кравченко/Н.Клишиной выиграли в абсолютном зачете три из четырех последних регат в этом классе, включая «Первенство России 2012», «Сочинскую регату», «Весенние паруса». И вообще на отборочной регате в первой десятке 6 экипажей девушек и только 4 – юношей, вероятно, сказался слабый ветер. С другой стороны крайне слабое выступление мужских экипажей: первые три экипажа заняли только 3, 5 и 6 место в абсолютном зачете. Да и прошлогодние международные результаты в этом классе не внушают оптимизма. В итоге ни один экипаж не выполнил все условия отбора. Таким образом, тренерскому совету сборной по резерву предстоит непростая задача: решить, а стоит ли вообще везти экипаж 420 (юноши) на первенство мира ISAF, так как, судя по всему, место его будет далеко от планируемого сборной. Тут еще ситуация интересна тем, что на Кипре экипажи юношей и девушек будут использовать одну яхту на двоих, гоняясь по очереди.
В итоге хочу сказать, что нам необходимо искать новые акватории, базы, где мы сможем проводить качественные отборочные соревнования, и спортсмены смогут проявить себя в разных погодных условиях. Потому как, то, что было в Таганроге, полноценной отборочной регатой назвать сложно, и даже не возможно.
Окончательный состав сборных команд для участия на первенствах мира и Европы будет утвержден Тренерским советом сборной по резерву 20 мая в г.Сочи, когда завершатся все отборочные соревнования и спортсмены выполнят все условия отбора.