Битвы аутсайдеров, или как мы решали локальные задачи на отборочных

Владимир Бронников

22 мая 2013
Итак, дорогие друзья, обратный отсчет пошел. Два дня до старта "Кубка Волги" – отборочной регаты на Открытый чемпионат России 2013 в национальном классе яхт "эМ-Ка". Яхта разобрана и погружена на трейлер, завтра по плану отъезд из Москвы в Конаково, сборка яхты, настройка и тренировка с рекогносцировкой. С нами не будет нашего играющего тренера-тактика гениального Никиты Касатова, но будет другая именитая звезда – Чемпион Мира в классе RC44 гриндер и бот-капитан команды "Синергия" Егор Ларионов. Несмотря на наличие такого мастера на борту, мы трезво оцениваем свои силы и ставим соответствующие задачи. Как обычно для нас в этом сезоне, задача-минимум – быть не последними, задача-максимум – попасть в 2/3 лучших экипажей и отобраться на Чемпионат. Чтобы выполнить минимум нам нужно не допускать грубых ошибок, чтобы выполнить максимум нам нужно, чтобы все звезды впереди нас кильнулись, а над нами выстроились непостижимым образом. Пошел повторять ППГ-2013. Болейте за нас, и да прибудет с нами Сила!
23 мая 2013
Ночью Егор стахановским методом (утром он уже перегонял лодку Светланы Сорокиной) отбуксировал нашу "эМ-Ку" RUS 6 в Конаково. А утром, не теряя темпа и не дожидаясь, пока оставшаяся часть команды доберется до "Ривер Клаба" и придет ему на помощь, вооружил яхту, спустил на воду и перегнал к парадному гостевому причалу. Железный человек.
Едва заселившись, отправились на тренировку.
День подходит к концу. Великолепный закат и роскошная обстановка. Устойчивое ощущение, того что находишься не на своем месте. Толчея московской подземки, скукота офисной рутины и проклятый монитор на домашней кухне всё еще предстают в голове слишком отчетливо, чтобы позволить мне привыкнуть к изумительной, но временной реальности.
Послеобеденная тренировка оказалась не очень успешной. Обнаружилось, что лодка плохо управляется, тянет в увал, но Егор надеется завтра устранить проблему настройкой рангоута. В любом случае, это не самая большая помеха на нашем пути к поставленной цели, на фоне сотен проблем и забот, связанных с недостатком необходимых навыков, прежде всего, у меня как "кормчего". Но давайте оставим оправдания неудачникам.
«Team All Right!» будет в порядке!
P.S. Погода спортивная, а именно, ветреная и дождливая. Спокойной ночи, друзья. Смогу ли я заснуть накануне первого гоночного дня? Никаких сомнений. Смогу. Буду спать, как спит австралийская деревенщина после дюжины кружек. Оставайтесь с нами и читайте нас завтра.
24 мая 2013 утро
Всем с добрым утром!
Штиль и легкий туман ставят возможность настройки яхты под вопрос, но давайте подождем немного: полуденный ветер задувает к середине дня. Чудесный завтрак упакован в животики. Сухие пайки получены. Брифинг капитанов в 11:30. Там и увидимся.
24 мая 2013 ближе к полудню
Ветра нет, дождю не видать конца. Гонки отложены. Мы следим за "морковкой". 14 лодок зарегистрировано в нашем классе яхт "эМ-Ка". 9 лучших отберутся на чемпионат России. Класс "Дракон" тоже прибыл. В их флоте 5 яхт.
24 мая 2013 вечер
Расслабуха. После пары часов ожидания ветра гоночный комитет решил сегодня гонки отменить. Как обычно, ветер пришел тут же после отмены, и несколько экипажей энтузиастов подняли паруса. У нас была хорошая тренировка со множеством поворотов, имитациями стартов, огибаниями верхних и нижних знаков.
Джазовый концерт, ужин и фуршет с шампанским скрасили огорчение из-за отмены гонок.
25 мая 2013
Первый гоночный день. Пять гонок. Цель-минимум достигнута: мы не последние. Мы вторые с конца, но это, по-честному, наше истинное место на данный момент.
Гонка 1. Легкий неровный ветер. Наихудшие переживания, какие у меня когда-либо бывали во время гонок: после хорошего старта на правом выгодном конце линии, мы уходим в правую сторону и остаемся на чистой воде без каких-либо лодок вблизи, а потом я сталкиваюсь с отрезвляющей и разочаровывающей реальностью. Я пытаюсь рулить так хорошо, как могу, но все окружающие лодки просто обходят нас, как круизеров у причала. В первые же минуты гонки становится ясно, кто есть кто, и кто есть мы. Легкий, равномерно дующий по всей акватории, ветер не оставляет нам шансов, так как все лодки находятся в равных условиях и нет надежды на то, что, нам на удачу, какие-то яхты застрянут где-нибудь на безветренных участках. Только умение решает все. В результате, мы занимаем предсказуемое последнее место.
Гонка 2. Еще один хороший старт на правом выгодном конце линии. Снова плохая рулежка, и мы теряем позиции одну за одной. 50 метров до последнего огибания верхнего знака, мы последние, но все еще боремся с другой лодкой, и, вдруг, кто-то наверху полностью выключает ветер. Больше 15 минут без движения. Огромное разочарование для срединного флота и невероятная удача для нас. 9 Лодок из 14 не финишируют, и это уравнивает наше последнее место с шестым. Мы все еще в игре. Но наш дух чертовски пошатнулся. Мы делаем все, что можем, и все время приходим последними, даже позади экипажа наших главных соперников, чей рулевой Марк, даже больший новичок, чем я.
Итак, после бесконечно долгого спуска к финишу, мы пересекли линию и потом ждали минут сорок, чтобы ветер опять задул. Яркое солнце, вода не колыхнется, легкий ветерок и голубое небо – все идеально для принятия солнечных ванн, но не подходит для хождения под парусом. Некоторые экипажи, включая нас, послушав утренние прогнозы, укутались, как капуста, а теперь, раздеваются почти донага, и везут в рундуках лишние бесполезные килограммы потной одежки. Только наш морской волк и несгибаемый крепыш Егор Ларионов пребывает в комфорте, одетый в свои шорты и легкую ветровку, которые он носит и в жару, и в холод.
Гонка 3. Удар судьбы, но мы начинаем верить.
Вчерашняя отработка стартов с Егором, несомненно, не была пустой тратой времени. Мы научились останавливать лодку и четко проговорили нашу тактику стартов из безопасной позиции за судейским судном. Дополнительным преимуществом для нас является то, что никто не воспринимает нас всерьез, и, в результате, на престарте никто не играет персонально против нас. Таким образом, все что нам нужно, это выбрать правильное место и правильное время, а затем делать свое дело: полный ход и нырок между судейским судном и крайней правой лодкой. На старте всегда идет рубка – мы держимся в стороне и пролетаем насквозь. Так мы и сделали в этот раз. Несколько лодок схватились возле судейского судна. Мы сделали несколько стремительных поворотов за пару секунд и стартовали самыми правыми на полном ходу. Еще один поворот сразу после пересечения линии и мы среди лидеров, свободны и на выгодной стороне. Теперь все дело за рулежкой. Ветер стал слегка свежее по сравнению с тем, что дул в первых гонках и мне стало немного легче чувствовать лодку, заходы и отходы. Мы удерживаем позиции и не сдаемся. Все шансы финишировать в первой половине флота… и, как это часто случается, судьба-злодейка смешивает все карты. Узел на грота-фале в месте его крепления к боуту на фаловом угле грота распускается, и грот падает на палубу. Отныне я всегда буду вязать только булинь. Мы вынуждены просить о помощи катер ампайра, чтобы добраться до конца, убежавшего к топу мачты, и выбываем из гонки. Мы могли бы закренить яхту, кильнув ее прямо вводу, чтобы избежать DQF, но, принимая во внимание наши хода, мы понимали, что у нас все равно не было бы шансов догнать флот. Кроме того, намокшие паруса и экипаж не способствовали бы нашей борьбе в следующих гонках. В итоге, у нас появилось некоторое время, чтобы попрактиковаться и, стараясь не мешать лодкам, находящимся в гонке, вернуться к стартовой линии. Мы все еще последние после трех гонок, но наш дух значительно поднялся. Мы поняли, что можем бороться в текущих условиях.
 
Источник фото: nationalclass.ru
Гонка 4. Эффектное возвращение.
Две минуты до старта.
Егор: Шампанское вчера пили?
Я: Нет.
Сашенька: Я пила!
Егор: Что ж, кто пьет шампанское, должен рисковать!
Команда: ???
Егор: Будем стартовать левым галсом на левом конце. Гляньте на толпу. Они все сбились на правом.
Мы делаем примерочный маневр, чтобы отрепетировать действия и выверить траекторию. Ампайр с катера, обслуживающего левый конец, решил, что мы потеряли контроль над ситуацией:
- 20 секунд до старта, ребята! – милостиво кричит он, глядя на нас убегающих далеко влево от левой вешки.
- Спасибо, все в порядке, это кавалеристский старт, – и затем мы раскручиваемся к вешке и начинаем наш взлет. На лэйлайн.
Одна лодка из Беларуси покинула флот и летит на полном ходу на правом галсе к левому концу, захлопывая дверцу между собою и вешкой. Мы, не снижая скорости, ныряем им под самую корму, пересекаем стартовую линию и лидируем в гонке. Егор воодушевляется и гонит нас как безумный. Его лицо по-настоящему счастливо первый раз с момента начала гонок. Но это только старт. Еще предстоит пройти две петли. Стопроцентная концентрация на предстоящие 50 минут. Мы все еще сдаем позиции из-за рулежки, но не больше, одной лодки на отрезке. Егор в восторге. Мы четвертые на первом знаке:
- Ты понимаешь, сколько мастеров сейчас там позади?!
- Черт, я понимаю! И я понимаю, что все они будут нас преследовать и напирать.
Но, все-таки, мы это сделали! Мы смогли удержаться в первой половине флота. Седьмые. Наши соперники финишировали в конце. Мы отыгрались и можем биться над решением задачи-минимум – не быть последними.
Гонка 5. Грубые ошибки
Помните, я сказал, что для решения задачи-минимум нам просто нужно избежать наших собственных грубых ошибок. Мы не избежали. Я не избежал.
Мы решили не повторять кавалеристский старт, но не только потому, что много лодок решило сместиться к левому знаку, но, в основном, из-за большого облака, зависшего аккурат над правой стороной дистанции. Облако значит ветер. Еще один хороший старт из-за судейского судна, терпимое руление и мы среди лидеров на первом огибании. Обороняем позиции на пути вниз и приходим на нижние ворота в первой половине толпы.
Тут-то все и происходит. Вместо того, чтобы слушать команды Егора, я пытаюсь подняться выше к правому знаку, подхожу слишком близко к наветренным лодкам и наш генакер схлопывается и опадает. Тут мы сдали две или три позиции. Мы не остановились полностью, только благодаря реакции Егора:
- Приводись! Уходи под корму! Новый план – идем на левый знак!
Приближаясь к левому знаку, мы даем место двум лодкам чисто впереди. Они слишком увлечены борьбой между собой и открывают нам просвет между знаком и ближней к нему яхтой. Егор бешено кричит:
- Сюда! Сейчас! Пожалуйста!!!
Я быстро кручу и ныряю точно в просвет. Бросаю взгляд на Родиона Луку, чья лодка открыла нам дверцу и читаю по его губам, что-то «английское». Впечатленный происходящим, я теряю концентрацию на долю секунды и ставлю лодку в левентик как раз на выходе из огибания. Лодка без ходов и дрейфует к знаку. Метр до буя. Уваливаюсь почти до галфвинда, чтобы скорее набрать ход. Мы каким-то чудом оттянулись от знака без касания, но потеряли при этом еще три или четыре позиции.
Вот, как я сдал хорошую гонку из-за грубых ошибок. Это становится моей навязчивой проблемой – ставить лодку против ветра во время огибания в борьбе. Глупая ошибка, с которой я пока не могу справиться.
Дальше по ходу мы боролись, пытаясь рулить так хорошо, как только можем, но было трудно сохранять концентрацию в пятой гонке и Егор, который был очень нацелен на борьбу, чуть не плача, умолял меня следить за курсом.
Так или иначе, но сегодня мы это сделали. Оставили несколько лодок позади в последней гонке и на данный момент мы не последние. Ожидая завтрашний день, мы воодушевлены и готовы сражаться.
26 мая 2013 утро
Штиль. Ветерок едва задувает. Я беспокоюсь, что нам не дадут больше пары гонок. 26 мая 2013 Второй гоночный день. Четыре гонки. «Кубок Волги» уплывает в Беларусь. Наша задача-минимум решена – мы не последние.
Гонки 6 и 7. Слабый ветер убивает наши надежды. Обе гонки как под копирку: неудачный старт с паническими метаниями и отвратительная рулежка. Все, чего мы еще могли добиться, я профукал на первом огибании верхнего знака в седьмой гонке. Все тот же проклятый вирус – во время возбуждения схватки на знаке, когда несколько лодок подходят со всех сторон на полном ходу, я пытаюсь тянуть на знак, вместо того, чтобы заботиться о парусах и скорости. В итоге, привожусь до левентика. Черт, это ведь не бег, это гонки под парусом! 5 позиций проиграно. Когда я рассказал об этом нашему рулевому «Эмок» номер один Николай Водяницкому, он сказал: «Не волнуйся, возьми лодку, выйди на воду и повтори 60 поворотов за одну тренировку. Вот, увидишь, все пройдет.» Обязательно увижу, никаких сомнений.

Источник фото: nationalclass.ru

Гонка 8. Хороший старт и свежий ветер позволяют нам оставить две лодки позади.
Новая тактика старта – в стиле больших мальчиков. Поднимаемся вдоль линии от правого к более выгодному левому концу, обороняя позицию. Мы умудрились защитить нашу подветренную позицию на всем пути почти до самого конца линии, уворачиваясь от лодок, пытающихся атаковать с подветра, и имея всего одну лодку чисто впереди – RUS 33 с экипажем Родиона Луки, Андрея Новикова и Глеба Фетисова. Они подошли уже слишком близко к левой вешке, у них больше не оставалось места идти дальше и они скрутили полный оборот, уйдя нам под корму. В этот решающий момент Егор дает команду повернуть, но мы еще не проговаривали наши действия при подобном старте и не отрабатывали его тоже. Полагая, что мы тоже уже слишком близко к левой вешке, я, в ответ на Егорову команду, повторяю действия RUS 33 – полный оборот. Егор огорчен моей непонятливостью, он всего лишь хотел немного повилять, так как до старта оставалось продержаться всего лишь 10 секунд и места до вешки для этого, на его опытный взгляд, было вполне достаточно. Тем не менее, мы в игре, стартуем на выгодном левом конце, с небольшой потерей скорости после оборота, но, по-прежнему, в хорошей позиции.
Я много проиграл ходами, но мы в итоге отжали пару лодок. Сегодня наши соперники финишировали 12-ми и два раза 10-ми, оставляя нас далеко позади в общем зачете перед стартом последней гонки.
Гонка 9. Борясь за позицию возле судейского судна, мы наблюдаем, как весь флот слишком близко прижимается к стартовой линии, и как лодки агрессивно выдавливают друг-друга на массовый фальстарт. В итоге, флот получает общий отзыв, и это большая удача для нас, поскольку мы ничего не выиграли во время этого старта, плюс я оставил руль под углом градусов тридцать после последнего маневра и почти остановил тем самым лодку после старта. Это еще одна типичная ошибка, над которой надо поработать – я не всегда возвращаю руль в прямое положение по окончании поворота.
После общего отзыва, судейский комитет решает продемонстрировать, что судьи не намерены давать старты до самого заката и вывешивает черный флаг.
Проходя мимо наших главных соперников, Егор машет им и говорит нам с ухмылкой:
- Только черный флаг для RUS 88 может нас спасти, – затем он дает команду поворачивать и следовать за ними, держась ниже.
Я был абсолютно уверен, что он собирается устроить наш собственный небольшой матч-рейс на престарте и попытаться выдавить наших соперников на фальстарт. Но у меня не оказалось времени, чтобы поинтересоваться его намерениями, так как вскоре после того, как мы прошли левую вешку и пошли к правому концу, следуя за лодкой соперников, мы получили великолепный шанс: трехметровый просвет между двумя крайними левыми лодками.
Егор меняет свой план за миллисекунду (если мои догадки о его изначальном плане верны) и кричит:
- Ныряй сюда! Сейчас! Между ними! Стоп! Стой так! Вниз. Выше. Вверх! Стоим. Стоим так. Вниз. Еще ниже! Полный ход! В гонке. Выше! Вверх! Этот угол. Это наш лучший старт!
Отличный старт и свежий ветер означают для нас, что мы можем отжать в этой гонке, по крайней мере, несколько лодок. Нервы натянуты как струны! Максимальная концентрация. Крутые морские волки вокруг и мы висим у них на корме! Одна лодка нарушила правило 18.2, раскрутив поворот прямо на нас в зоне, но мы смогли увернуться от столкновения и обогнуть знак должным образом. Руление – терпимо. Огибания – чистые. 30-40 минут пролетают как секунда, и мы уже на последнем знаке, чтобы повернуть к финишному створу. Последний чистый поворот. Преследуемые приводимся на синюю вешку, чтобы не наткнуться на якорный конец RC-бота, и чтобы помочь нашему генакеру потянуть на полную. Оставив судейское судно на траверзе, уваливаемся перпендикулярно финишной линии. Последние три метра! Финиш. Седьмые.
Я оборачиваюсь назад и вижу, что между нами и RUS 88 множество лодок. Что ж, хоть и позади в общем зачете, но, по крайней мере, мы будем вплотную к ним по очкам. Уходим готовить лодку к транспортировке домой в "ПИРогово". Мы были разочарованы, но, в то же время, счастливы. Мы проиграли, но мы огрызнулись.
А пару часов спустя мы обнаружили, что все-таки мы сделали это. Наш результат в последней гонке переместил нас на два очка выше RUS 88 и мы не последние в этом соревновании!!! Наша цель-минимум достигнута. Два седьмых прихода в девяти гонках и целое лето для тренировок вселяют в нас надежду на лучший результат в сентябре на осенней отборочной регате.
Главный урок, который я вынес из "Кубка Волги", таков: парусный спорт прекрасен тем, что ничего не потеряно, до того момента, пока не окончена регата. Забудь о неудачах в предыдущих гонках, не считай очки, очисти рассудок, не сдавайся, не давай никому тебя потеснить и ты отыграешься после одного единственного старта!
Вставайте под парус, друзья! Любовь – все, что нужно для этого.

Источник фото: nationalclass.ru

Спасибо, моим дорогим товарищам по команде. Спасибо, моей жене-матросу Сашеньке, которая была замучена в первый же день, но героически выпрыгивала за борт при первой необходимости. И особая признательность нашему тактику и играющему тренеру Егору Ларионову, который вложил уйму своего времени и страсти, чтобы продвинуть нас на шаг вперед. Егор, ты великолепен!
Team All Right! будет в порядке.
Встретимся на воде.
Ассоцаиция яхт "эМ-Ка" благодарит Владимира Бронникова за интересные и искренние репортажи.