Петербуржцы не чувствуют себя живущими на море
Пресс-конференция «Проблемы парусного спорта и его роль в развитии Петербурга»
04 сентября в Санкт-Петербурге обсуждали особенности парусного спорта и его роль в развитии нашего города.
В этом сезоне в Петербурге состоялось сразу несколько крупных событий этой в области. Вступила в силу Программа по развитию парусного спорта, - ее подписали Губернатор города Георгий Полтавченко, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров.
Прошла регата-фестиваль Неделя классических яхт; это один из крупнейших парусных фестивалей на Балтике. Состоялись 2 Чемпионата России – в классах яхт «Дракон» и SB20. Петербург принимал Первенство России по парусному спорту среди юниоров – на старт вышло более 300 детей. Недавно завершились юношеские соревнования «Оптимисты Северной столицы – Кубок Газпрома».
19-20 сентября в Петербурге финиширует крупнейшая регата «Nord Stream Race», первая в истории России международная гонка, организованная российским яхт-клубом (Яхт-клубом Санкт-Петербурга). Это самая протяженная на Балтике безостановочная 800-мильная регата.
«К сожалению, за 90-е годы позиции России в мире парусного спорта очень серьезно пошатнулись, – говорит Владимир Любомиров, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга, чемпион мира-2013 в классе «Gazprom Swan60», – с нами перестали считаться. И сейчас нам приходится восстанавливать потенциал российского яхтинга. Мы добились многого, и некоторые российские спортсмены входят в число ведущих, но есть и проблемы, и если их не решить, то ситуацию не выправить».
Не только спорт
Сложности парусного спорта лежат не только в чисто спортивной плоскости. Эти вопросы гораздо шире, ведь морская, парусная культура касается и социальной жизни, и экономического развития Петербурга, и даже законодательства.
На помощь приходит крупный бизнес, администрация Петербурга, и проблемы начинают решаться, но до окончательного изменения ситуации еще далеко.
А также их родители
Одна из главных проблем – это низкий интерес к парусу у детей и подростков. И, разумеется, у их родителей.
«В Ленинграде парусным спортом занималось несколько тысяч детей, - отметил Президент Санкт-Петербургского парусного союза, вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Сергей Алексеев, - а сейчас их число намного меньше, около 300. Этого слишком мало, - для перспектив олимпийского спорта, да и просто для поддержания высокого уровня необходимо как минимум 2000 детей, занимающихся парусом».
С этим согласна директор Академии парусного спорта Наталья Федорова: «В любом спорте так: из 100 занимающихся им детей только 10 будут заниматься им и впредь, в студенчестве, во взрослом возрасте, как любители. И только 1 продолжит развиваться в спорте высших достижений, в Олимпийском спорте. С яхтами то же самое».
«Есть 2 укоренившихся мнения: что яхта – это спорт олигархов и что это очень дорого. Поверьте, парусный спорт не имеет ничего общего с картинкой в глянцевом журнале. – говорит Владимир Любомиров, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга. - Это очень серьезная работа, это большая нагрузка для спортсмена, высокая спортивная конкуренция. Здесь нужна и подготовка, и больше специальные знания. А что касается дороговизны, то в нашей Академии парусного спорта дети занимаются бесплатно. Мы предоставляем и снаряжение, и даже лодки».
«Академия парусного спорта – это глобальный проект, - добавляет директор Академии Наталья Федорова. – Мы будем развивать детский парусный спорт не только в нашем яхт-клубе, но и вообще в Петербурге. Здесь речь идет и о детском спорте, и об Олимпийском, и о массовом. В соседней Финляндии парусный спорт входит в программу школьных уроков физкультуры; почему бы не ввести это и в нашем городе? Сейчас мы активно работаем над этим вопросом».
Академия парусного спорта заключила договор с НГУ им. Лесгафта, и теперь молодые тренеры-яхтсмены проходят здесь стажировку. Это еще одна сторона деятельности по развитию парусного спорта в Петербурге.
Живая история
Вся история Петербурга, да и России, связана с морем. И ее сохранение необходимо не только для поддержания интереса к парусной культуре, но и для возрождения интереса к прошлому всей страны.
В этом году специалисты Яхт-клуба Санкт-Петербурга приступили к реконструкции «Полтавы», 54-пушечного линейного корабля 4 ранга, первого корабля, сошедшего со стапелей петербургского Адмиралтейства. «Полтава» участвовала в Северной войне и долгое время входила в состав российского флота. Реконструкцией корабля занимаются уникальные специалисты, умеющие строить старинные суда по технологиям XVIII в. – таких людей в мире не более 40 человек, и часть из них работает над «Полтавой».
«К сожалению, никаких чертежей корабля не сохранилось, - сетует Андрей Грошиков, координатор исторических проектор Яхт-клуба Санкт-Петербурга, - и поэтому мы делаем не реплику, а реконструкцию. Мы используем только исторические материалы и техники. Это будет действующий корабль, готовый к плаванию. На нем установят только необходимый минимум современного оборудования, без которого просто нельзя, этого требуют действующие правила судоходства. В итоге это будет музей для молодежи, причем не классический, а современный музей, где все можно потрогать, где можно ощутить на себе, каким было мореплавание при Петре I».
Кроме «Полтавы», в Яхт-клубе идут работы по восстановлению первой российской яхты со стальным корпусом «Утеха»; некогда она входила в состав Императорского яхт-клуба. Яхт тоже будет действующей и примет участие в международных регатах.
Продолжается работа над масштабным, всеобъемлющим исследованием истории парусного спорта в Санкт-Петербурге, - это будет первое в России издание подобного масштаба. Также разрабатывается программа по спасению Ирбенского маяка, последнего на Балтике.
Иллюминатор в Европу
«Спорт, как и культура – самое естественное средство интеграции и установления связей с другими странами, - считает Владимир Любомиров, - ведь не все сводится к экономике, не все покупается за деньги. А парусная культура в Европе очень развита. И именно через яхтинг можно укрепить наши связи с соседями».
«Сейчас остается множество таможенных и законодательных казусов, связанных с парусными судами и яхтенным туризмом, - говорит Сергей Алексеев, - даже привезти лодки в Россию – проблема, не говоря уж о яхтенном туризме, когда иностранные любители паруса могли бы путешествовать по водным путям России. Многое просто не продумано. За последние 2 года принято несколько актов, упрощающих ситуацию, но это вопрос федерального уровня и мы активно пытаемся изменить положение».
Сейчас Петербург - действительно морская столица России. Наш город лидирует по количеству, масштабу и уровню парусных фестивалей и спортивных мероприятий, хотя очень сильные команды появляются в Москве, Краснодарском крае, в Поволжье и на Дальнем Востоке. Остается надеяться, что положительная тенденция сохранится.
Уважаемые коллеги!
По вопросам, связанным с освещением деятельности Яхт-клуба Санкт-Петербурга, организации интервью со спикерами, получения комментариев или дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста, к сотрудникам Консалтингового центра Марины Евдоковой:
Юрий Маракулин, +7 921 92 655 92, krukofen@mail.ru
Мария Литвинова, +7 952 210 08 97, pr_cons_centr@mail.ru
Марина Евдокова, +7 911 922 68 20, marina.evdokova@yandex.ru