Гари Лумис и «дети лейтенанта Шмидта»
Если верить И. Ильфу и Е. Петрову, то на просторах СССР успешно гастролировали 30 сыновей и 4 дочери авантюрного Петра Петровича. Нечто подобное происходит нынче и с Гари Лумисом – известным дизайнером углепластиковых удилищ из США.
Я неоднократно писал об этом человеке, ибо много лет хорошо знал его семью, а в начале 90-х даже работал директором в одной из его компаний – Gary Loomis Outdoors Adventures – где мы занимались развитием охотничьего и рыболовного туризма в разных уголках земного шара.
Но сейчас речь пойдет не о нахлыстовых мушках, лососях, слонах и леопардах. Мы немного остановимся на ситуации, нынче возникшей вокруг его имени в нашей стране.
Сегодня в очередной раз раскручивается маркетинговый «маховик» по популяризации очередных лумисовских удочек под именем Edge.
Давайте же, наконец, поставим точку в российских приключениях американского лейтенанта Шмидта. Ведь история приключений Лумиса и его спиннингов в России началась еще в СССР, когда он в 1989 году вместе с женой на несколько дней прибыл на шведском круизном корабле в Ленинград.
И уже через несколько лет нашу страну заполонили дешевые «палки» под маркой Loomis – Franklin тайваньского производства. На самом деле, азиаты ничего не нарушали, ибо неискушенный в бизнесе американец, самолично сунулся к китайцам в поисках дешевой рабочей силы и зарегистрировал у них это имя. И буквально через полгода остался за бортом новой компании.
Спору нет, никто не умаляет заслуг Лумиса в развитии современного спиннинга и нахлыста, ведь созданный им бренд G.Loomis до сих пор занимает одну из лидирующих позиций на рынке рыболовных товаров США и Европы. Но нынче сам Гари Лумис к этому названию не имеет никакого отношения, ибо еще в 1997 году он продал и завод, и сам бренд G.Loomis транснациональной корпорации Shimano.
Причем продал с условием – не «рождать» в дальнейшем конкурентный продукт под собственным именем. Лумис без проблем подписал этот пункт контракта, ибо в действительности не собирался больше возиться ни с дорнами, ни с углетканью. Новоявленный миллионер хотел посвятить остаток жизни охоте, рыбалке и просветительской деятельности.
Но жизнь есть жизнь – «умные» советчики и несколько неудачных инвестиционных проектов (наиболее крупные – Targus, Loomis outdoors) оставили известного изобретателя за гранью банкротства. Тут ничего не попишешь, и старику пришлось возвращаться к основам – взяться за штангенциркуль и лекала.
Но… за последнее десятилетие произошли громадные изменения. И в мире, и в бизнесе, и в технологиях, и в материалах. В изготовлении качественных рыболовных снастей подтянулись азиатские страны, а квалифицированные рабочие в США за десять лет процветания «китайской кузницы» практически исчезли. Для продвижения на рынках уже не достаточно просто изготовить добротную вещь, немало усилий требует маркетинг и позиционирование товара. Из – за неграмотного ведения дел и чехарды с персоналом, за последние четыре года лопнули в общем - то хорошие спиннинговые проекты Лумиса – GLT и North Fork.
К сожалению, в голове у Гари Лумиса до сих пор живет бизнес модель 20-летней давности. К тому же к неискушенному в таких сценариях «деду» то и дело липнут аферисты. Что, собственно говоря, и привело его к финансовому и деловому краху (миллионные долги по обанкротившимся компаниям, судебные дела, размолвка с собственным сыном).
Поскольку в интернете гуляет совершенно лживая информация о теперешнем Гари Лумисе и его бизнесе, скажу сразу – не верьте. В США вы не найдете ни одного магазина или каталога, где бы продавались удочки Edge. Очень просто - «штатах» они никому не нужны! В свое время та же история была с брендом Talon, который знали исключительно на 1/6 части суши, ибо его активно раскручивала одна известная московская компания.
Все оборудование North Fork Composites (где от случая к случаю изготавливается Edge) Лумису не принадлежит. Причем налаживал его и организовывал весь технологический процесс, изгнанный ныне с «завода» Бред Лумис. Постоянного персонала – нет, гарантии на спиннинги – нет, зато есть долги, постоянные судебные тяжбы с Shimano и очередной «генеральный менеджер» по имени Джон Байл. Казалось бы, пора закрывать занавес.
Одно непонятно – почему и американские «дети лейтенанта Шмидта» так любят Россию?
Автор А.Великанов