Вспоминают ветераны
50-летний юбилей редакции «КиЯ» мы отметили в прошлом году, а вышедший №250, понятно, стал юбилейным по номеру выпуска. К сожалению, из-за ограничений объема бумажной версии мы не смогли опубликовать поздравлений от верных авторов, которые остаются и работают с нами все полвека деятельности издания, но здесь мы можем привести некоторые их воспоминания о том, «как это было».
Борис Евгеньевич Синильщиков
Я коренной ленинградец, но в войну меня с матерью (мне было тогда два с половиной года) вместе с сотрудниками завода «Большевик» и их семьями на барже через Мариинскую систему эвакуировали в Сталинград, чтобы через год на пассажирском пароходе под бомбежками вывезти в Москву. В Ленинград я вернулся уже студентом и при виде такого огромного количества воды просто обалдел. Возникло непреодолимое желание построить катерок для путешествий (как шутили родственники, поездки во время войны не прошли даром). Но как к этому приступить? Никаких книг по катерам в продаже и в обычных библиотеках не было. От кого-то я услышал, что доски, из которых были сделаны большинство увиденных мною лодок, необходимо сначала распарить, а потом уже гнуть. Я решил проверить: залил в ванну самой горячей воды и положил в нее небольшую досочку. Увы, при попытке ее изогнуть она тут же и треснула. Не знаю, чем бы все это кончилось, если бы мне не попалась брошюра «Моторная лодка «Мир» Э.Э. Клосса. На построенной по рекомендациям из этой книги лодке я с приятелями сходил в 1959 г в Новгород.
Потом я построил швертбот, потом спортивную мотолодку и только потом приступил к строительству большого катера «Снарк». Во время строительства я стал счастливым обладателем первого номера «КиЯ». Хоть я не особо интересовался яхтами, но статья инженера Курбатова про проектирование и строительство яхт запомнилась. В этом же номере было помещено объявление о конкурсе на проект маломерного судна, в котором я решил участвовать и даже попал в число призеров. Меня вызвали в редакцию, где после вручения призов ко мне подошел немного грузный мужчина и отрекомендовавшись «Курбатов» предложил написать статью про «Снарк». Потом были другие статьи, и я стал бывать в редакции чаще.
На мой взгляд, Д.А. Курбатов в то время фактически был главным идеологом и конструктором всего маломерного флота СССР. Он не только сам разработал массу проектов, но и был инициатором разработки ряда проектов и написания большого числа статей. Именно по его предложению мы вместе с Ю.Н. Мухиным подготовили несколько статей по ПМ «Нептун», а также серию статей по системам катерных двигателей. Когда серия была напечатана, Д.А. Курбатов предложил на основе этих статей написать книгу «Автомобильный двигатель на катере», план которой обсуждал вместе с нами (все организационные вопросы по книге он решил сам). С Д.А. Курбатовым я обсуждал и проект моторно-парусного катамарана «Круиз» построенного мной в 1977 г, который находится в строю до сих пор (после 6-ти лет эксплуатации парусное вооружение было снято). Интернета в те годы не было, а в редакцию приходило много писем, Д.А. Курбатов сам отвечал на многие или подбирал авторов из довольно многочисленного актива редакции.
Если Д.А. Курбатов был идеологом, то Ю.С. Казаров отвечал за стиль журнала. Безупречный «морской язык», корректная подача материала и вместе с тем статьи – розыгрыши, веселые иллюстрации.
Несколько позже в редакции появился Женя Семенов, он вел отдел моторов. Чемпион Союза по мотолодкам, эрудит, как в технике, так и в электронике, и к тому же «золотые руки». Мы с ним часто спорили, обсуждая наши опусы по моторам. Но у Жени была железная логика: «если я, боле или менее разбирающийся в технике, не понимаю, как работает то, о чем вы пишите, то…». С эти доводом спорить было бесполезно, поэтому приходилось дорабатывать. Однако с Женей мы чаще встречались не в редакции, а в «аппендиксе» на 67 км Ладожского канала или на Свири.
Герман Сергеевич Адрианов
До выхода в свет в 1963 году первого сборника «КиЯ» велась подготовительная работа в рамках НТО им. Академика Крылова секцией «малотоннажного судостроения» организованной и возглавляемой тогда доцентом ЛКИ А.И. Павловым. Началось это в конце 60-х прошлого столетия, и сразу же возник вопрос о собственно специализированном печатном органе. А.И. Павлов заинтересовал работой секции издательство «Судостроение», и первым шагом сотрудничества был создан раздел «Мелкое судостроение» в журнале «Судостроение», где в частности была опубликована статья М.Н.Никитина о построенных весной 1959 г. нами, тогда ещё учащимися, швертботах «Колибри». Эта статья после была перепечатана в первый выпуск сборника.
Собирались на свои совещания-советы в помещениях различных подразделений судпрома и ЦНТБ, и в помещении я/к ВМФ (на Шкиперке). Кроме отдельных руководителей судостроительной промышленности и издательства большую поддержку в создании сборника оказал адмирал Ю.А.Пантелеев, капитан 1 ранга Серебряков и др. влиятельные единомышленники. Обсуждали не только название журнала, но и его будущие рубрики, содержательная направленность и интересы предполагаемых читателей... Так как занимались эти увлечённые судостроение и плаванием под парусами, мы были довольно эрудированы в иностранных публикациях и очень стремились, чтобы наш журнал «не ударил лицом в грязь» – все были молодыми, сначала студентами, а потом молодыми инженерами. Наиболее яркие активисты-создатели сборника оказались Д.А. Курбатов, гл. Редактор изд. Судостроения В.И. Лапин и талантливый не только в судостроении Ю.С. Казаров.
Ввиду большего стремления к мореплаванию, я отошёл от продуктивной деятельности по созданию сборника, и его первый выпуск я застал в Ледовитом океане. В дальнейшем я посещал редакцию, которая постоянно меняла свой состав, как непосредственно редакторский, так и общественный. В журнале участвовали зачастую очень высоконравственные и культурные люди, были и литературно одарённые, которых объединял энтузиазм и большой такт. Всегда было стремление менять не только форму, но и содержание журнала, чтобы он соответствовал своему времени. НТО через журнал расширяло географию судостроения и спорта, авторы журнала теперь уже были не только ленинградцы, но буквально со всех концов страны. Бывая за границей, я узнал, что он пользуется не только уважением, но и авторитетом у специалистов. В проводимых время от времени опросах читателей, я в частности стоял на том, чтобы печатались чисто научно-технические работы, и чтобы вместе с тем, была и художественная проза и даже стихи. И хотя в своё время мы придумали не очень корректное название журнала (правильнее было бы «Моторные и Парусные Яхты»), но оно устоялось и заняло достойное место в мире.