Мотосерфинг на ПВХ-лодке

Владельцы небольших лодок с малым отношением длины к ширине (L/B) наверняка замечали, насколько влияет крен на направление движения лодки. Особенно эффект заметен на тихой воде. Достаточно переместиться из положения нулевого крена на один из бортов – и лодка начинает описывать пологую циркуляцию. Направление ее неоднозначно. В режиме чистого плавания поворот происходит обычно в сторону вышедшего из воды борта – вследствие изменения конфигурации погруженного объема обтекание становится несимметричным и появляется боковая уводящая сила. У глиссирующих лодок всё получается наоборот: наклон вызывает поворот в сторону погруженного борта вследствие смещения вбок силы сопротивления, а она значительно превышает ту первую, что возникает от асимметрии погруженного объёма.

Этот способ управления активно используют «досочники», водные и снежные; бывает, что и на надувных лодках рыболовы вследствие занятости рук снастями также любят отпустить румпель мотора и рулить перемещением тела. Но никто из владельцев надувнух не пробовал сделать «досочный» способ управления основным. А наш читатель Николай Раевский попробовал – и получает от этого массу удовольствия, и даже сделал специальное облегчающее процесс приспособление. Вот его рассказ.

«Я много ездил по разным курортам мира. Гидроцикл – это, конечно, круто. Но настоящий водно-моторный энтузиазм у меня появился три года назад, когда я самостоятельно оснастил ПВХ-лодку (3.2 м с мотором Yamaha в 5 сил) «перилами» из тонкостенных труб. При полной свободе перемещения в кокпите я испытал ощущение «бегущей по волнам». Классическое положение рулевого вызывает ряд неудобств: ограничения в обзорности, «привязанность» к румпелю или штурвалу, скованность посадки. А тут стоишь в маленькой лёгкой лодке, идущей в режиме минимального глиссирования, держишься за продольные поручни (на спокойной воде можно не держаться) и буквально «летишь» над поверхностью воды, управляя смещением центра тяжести тела влево-вправо. Сильнее ощущает свободу разве что дельтапланерист – тоже минимальными средствами.

По периметру кокпита устанавливается система поручней из тонкостенных труб диаметром 16 и 20 мм и толщиной стенки 1 мм. Поручни позволяют свободно и уверенно перемещаться по лодке не только «на стопе», но и на ходу. Мотор при этом фиксируется в положении «прямо». Важно лишь не забывать о предохранительном шнуре, чтобы мотор остановился, если случится упасть в воду при встрече со случайной волной или неожиданном наезде на препятствие.

Такой способ управления может быть весьма привлекательным для отдыха на воде. Глиссирующее маломерное судно превращается в своего рода аттракцион, гораздо более дешевый и менее опасный, чем гидроскутер. Установка легкосъемных поручней придает лодке совершенно новое качество, давая свободу перемещения по кокпиту.

Поручни могут быть использованы для установки держателей под спиннинги (ловля на «дорожку»), для установки тента от солнца, ветра и брызг и других приспособлений. Комплект поручней в сложенном состоянии занимает совсем небольшой объем и лёгок в монтаже».

(От редактора: ходовая остойчивость малой глиссирующей мотолодки достаточно велика, чтобы удержаться на ней стоя. Но самые малые надувнушки размером менее 3 м со стоящим водителем могут проявить недостаточную остойчивость в режиме плавания. Замкнутый поручень может сыграть недобрую шутку с неумелым катальщиком, и было бы нелишним предусмотреть в нем какое-либо «слабое звено», которое позволило бы всей конструкции быстро «разобраться», освободив человека при перевороте. Кроме того, нелишним было бы в дополнение к стропке безопасности вывести на верхний периметр и управление «газом» с возможностью его самосброса при отпускании рукоятки)